Новый комментарий
BISUSpQ:)

ДЕМОНОЛОГИЯ-1

Предмет данного треда — христианское предание о
демонах. Существование этого предания в форме мифа — то есть истории, не
подвергаемой сомнению, — имеет естественные границы во времени. Нижний пре-
дел — иудаистская ветхозаветная традиция, которая уже знает сатану, но этот сатана
еще включен в «Божественный совет» и выполняет волю Бога, не имея пока соб-
ственной воли, — той воли, которая и является главным фатальным атрибутом и
отличием христианского дьявола. Верхний же предел, по нашему мнению, — поэти-
ческие творения, в которых впервые прозвучали ноты сочувствия к дьяволу — как к
богоборцу, полному достоинства, у Мильтона или как к нравственному страдальцу,
слезами смывающему свой грех, у Клошштока. Ни ведьмовские костры, ни наука
Нового времени, охотно включившая дьявола и его вотчину — ад в свои конструкции
(см. статьи «Ад» и «Демонология») и в эпоху Ньютона все еще рассуждавшая о
«естественных свойствах» демонов и ада, не смогли убить дьявола. Ето убил не
огонь, но слезы сочувствия, которые вочеловечили дьявола и превратили его из суще-
ства абсолютно «чужого» («чужой», аПепиз — одно из определений дьявола в пат-
ристике, забавно перекликающееся со всем известной мифологемой современной
фантастики) в нечто вполне знакомое и понятное. Дьявол стал метафорой человека
и перестал существовать как миф; он перешел в разряд литературных условностей, и
в этом своем качестве — как герой разного рода «адских почт», «разговоров в
царстве мертвых», «видений на брегах Леты» и т. п. — не является предметом
нашего словаря.

Определение «инфернальный» в названии словаря имеет вполне определенный
смысл, вытекающий из самого предания о дъяволе, но вместе с тем несколько более
широкий, чем смысл русского слова «адский»: преступный ангел в результате своего
падения был свергнут из эфира, где обитают прочие ангелы, и попал в некий «ниж-
ний» мир, под которым понимали и ад, и темный «нижний воздух», в котором носятся
демоны, и просто нашу землю, «князем» которой дьявол пока является (см. «Места
обитания дьявола»). Дьявол в христианской мифологии занял место, которое можно
соотнести с местом античных «низших богов», сильно повлиявших на формирование
его иконографии; показательна его власть над низшим миром, над низменными чув-
ствами, низменными потребностями и т. п. На наш взгляд, этом комплексу воззрений
наилучшим образом соответствует именно эпитет «инфернальный»: Ёегпи$ в латыни
— и «ад», «преисподняя» (вотчина дьявола в точном и узком смысле), и просто все
«нижнее» (также соотносимое с дьяволом).

Статьи словаря призваны охватить все стороны предания о дъяволе и распада-
ются на несколько типов. Прежде всего, это персоналии инфернального мира: сюда
ПРЕДИСЛОВИЕ 6

включены и всем известные персонажи, однако в малоизвестной средневековой и
ренессансной трактовке (Люцифер, Вельзевул и т. п.), и редкие демоны, порожден-
ные средневековой фантазией (Гутивилл), и эзотерические демоны заклинателей
(Каакринолаас и т. п.). Другая группа статьей связана с характером и обличием
дьявола: здесь и статьи о традиционных именованиях дьявола, выражающих те или
иные стороны его характера (Мастер, Разрушитель, Лжец и т. п.), и статьи о Живот-
ных, с которыми он связан и в облике которых является (Медведь, Собака, Василиск
и т. п.), а также две большие статьи о внешнем облике дьявола — Иконография
дьявола и Обличья дьявола.

Наконец, особая группа статей связана с темой «дьявол, Бог и человек». Мы
попытались избежать здесь странной особенности, присущей почти всем работам ©
ведьмовских процессах Ренессанса, из которых можно узнать любые подробности об
орудиях пыток и казнях ведьм, но в которых полностью отсутствует главный персо-
наж всей трагедии — сам дьявол. Авторы таких работ даже не пытаются проник-
нуть в тайные мотивы поведения демономанов, словно бы никакой тайны и не было;
однако им стоило бы вспомнить слова Шарля Бодлера: «Самая великая уловка
дьявола — в том, чтобы заставить нас поверить, что он не существует». В. статьях
«Демономания», «Христос, человек и дьявол», «Борьба с дьяволом», «Искушение»,
«Договор с дьяволом» и др. мы попытались ответить на вопрос, чем, собственно,
дьявол был для человека, веровавшего в его существование.

Автор выражает глубокую благодарность Г. К. Грековой (Отдел искусства
Всероссийской Государственной библиотеки иностранной литературы) и
Т. Г. Юрченко (ИНИОН РАН) за помощь в разыскании словесных и изобрази-
тельных источников; О. А. Кулагиной за помощь в подготовке материалов. Многие
детали книги прояснились в беседах с А. Львовой, без которых книга была бы иной
или не существовала бы вообще.

Отсылки к источникам (либо расшифрованным в самом тексте указанием на
главу, раздел и т. п., либо названным в списке литературы) набраны капителью
(малыми прописными буквами). Сокращения названий книг Священного Писания
расшифрованы в «Указателе цитат...» (с. 306).

Тред №5 ответить(1) 08 Февраля, 2024 06:41   Ответы:>>6
ВнизНовые комментарии отображаются снизу

>>5 АВАДДОН

Это слово (от евр. Байдоп — «[место]
разрушения») в Ветхом Завете чаще
всего обозначает некую область небытия,
будучи синонимичным преисподней —
шеолу: «Преисподняя и Аваддон [откры-
ты] пред Господом, тем более сердца
сынов человеческих» (ПР. 15:11); «Пре-
исподняя и Аваддон — ненасытимы; так
ненасытимы и глаза человеческие»
(Пе. 27:20); «Преисподняя обнажена
пред Ним [Богом], и нет покрывала Авад-
дону. Он распростер север над пустотою,
повесил землю ни на чем» (Иов. 26:6-
7). (Также Иов. 3112, где в синодаль-
ной Библии переведено как «истребле-
ние», и Пс. 87:П, где обозначает могилу, в
синодальном переводе слово отсутству-
ет).

Шаг к персонификации Аваддона
заметен в том месте книги Иова, где
Аваддон отождествлен со смертью и
вместе с ней отвечает вопрошающему:
«Откуда же исходит премудрость? и где

место разума? Сокрыта она от очей все-
го живущего и от птиц небесных утаена.
Аваддон и смерть говорят: ушами наши-
ми слышали мы слух о ней» (Иов. 28:20-
22).

В поздней раввинистской литерату-
ре Аваддон — самый нижний из четы-
рех разделов преисподней; он располо-
жен на третьем, нижнем уровне земли и
предназначен для порочных. Связь Авад-
дона с абсолютным низом, бездной от-
ражена в ОткРОВЕНИИ ИолАннА, где Авад-
дон окончательно персонифицирован в
образе «ангела бездны; имя ему по-ев-
рейски Аваддон, а по-гречески Аполли-
он»; он предводительствует саранчой с
человеческими лицами и львиными зу-
бами, мучающей, но не приносящей же-
ланной смерти (Отке. 9:11). Аваддон и
его рать предвосхищают позднейший
мотив христианской концепции Ада:
грешники безусловно предпочли бы аб-
солютное уничтожение вечным мукам, но
им отказано в уничтожении. Мотив ан-
тела, поставленного над адом, присутству-
ет также в 1 книге Еноха, где этот ангел
носит другое имя: «Уриель один из свя-
тых ангелов, тот, кто поставлен на Гар-
таром» (1 Енох. 20:2). Приводимый
Иоанном греческий перевод имени Авад-
дона (Аполлион), возможно, имеет в виду
Аполлона в его губительно-разрушитель-
ной ипостаси (усиленный культ этого бога,
введенный императором Августом Ок-
тавианом, заставлял христианского авто-
ра относиться к Аполлону с особой не-
навистью) (МеекЕель, 60). В сирийском
манускрипте Откровения (6 в.) вместо
Аполлиона действительно фигурирует

Аполлон (Поль, 29).
АваАддон 8

Аваллон и его саранча (фрагмент). Апокалипсис Сен-Севера.
Гасконь, середина 11 в. (иллюминатор Стефан Гарсиа)
В средневеково-ренессансной демо-
нологии Аваддон — демон-разрушитель.
Так, у БЕРТОНА (121) он возглавляет седь-
мой чин демонов, являясь «разрушите-
лем, главой фурий, вызывающим войны,
потрясения, пожары...». 0. Г. Клопшток
в эпической поэме «МЕеССиАдА» (1748-
1773) назвал сходным именем — Абба-
дона (АББайопа) — падшего ангела, ко-
торый раскаивается в своем падении, на-
ходит Христа в Гефсиманском саду, при-
знает в нем Мессию («Образ Божества,
бессмертный человек! ты спасешь лишь
людей, меня ты не спасешь!» — Клопш-
ток, 5:505-506), в Судный день просит
Христа «не о милости, но о смерти»
(19:111-112), но получает неожиданное
прощение. Этот сюжетный ход, востор-
женно встреченный сентиментальным
читателем (Аббадона в поэме проливает
бесконечные потоки покаянных слез), был
новостью для христианской демоноло-
гии: ведь грех падшего ангела, согласно
христианским догматам, не подлежит ис-
куплению, а дьявол не способен к раска-
янью (#' Осуждение и спасение демонов).
Вместе с тем, поэма Клопштока. открыла.
путь романтической трактовке образа
демона, которого, в память о «Мессиаде»,
порой называли Аббадоной (повесть
Н. А. Полевого «АввАДДОННА» [1834],
где падший ангел — актриса Элеонора,
ищущая спасения в «прекрасной душе»
поэта Вильгельма).

Комментарий №6 ответить 08 Февраля, 2024 07:24